14 июня, 02:56

Рынок маркетплейсов в России: особенности, ключевые игроки и тренды

18 июня 2023

Компанией ResearchView был проведен анализ данных российского рынка e-commerce, доступных на май 2023 г., с целью выявления того, какие изменения произошли на рынке в 2022 году и какие перспективы ожидаются.

По данным экспертов в 2022 году российский рынок e-commerce вырос на 27,2%, достигнув объема почти 5 млрд руб. Доля интернет-торговли в ВВП России составляет 3,9%, что выше, чем в таких странах как Германия, Канада, США, Франция. Больше всего онлайн продаж в денежном выражении в категориях «Цифровая и бытовая техника», «Мебель и товары для дома», «Одежда и обувь» — на них приходится более 50% рынка, при этом более 35% внутренних покупок (в денежном выражении) совершается Москвой, Московской областью и Санкт-Петербургом.

На крупные маркетплейсы – Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, Aliexpress и СберМегаМаркет – приходится более 60% рынка.

Маркетплейс – платформа электронной коммерции, которая выступает посредником между покупателями и продавцами. Такие площадки могут предлагать и собственные товары, но заработок на продажах партнёров — обязательная часть их бизнеса.

На российском рынке представлены следующие категории маркетплейсов:

  • Универсальные маркетплейсы (Wildberries, Ozon, AliExpress Россия, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и др.);
  • Специализированные B2C маркетплейсы (Lamoda, СТД Петрович, ВсеИнструменты.ру, Apteka.RU, Ярмарка Мастеров, Flowwow и др.);
  • Маркетплейсы, специализированные на B2B (GFC, Рывок, Supl.biz, на_полке, B2B.Trade и др.).

Рост популярности маркетплейсов привел к снижению среднего чека в российском e-commerce. В 2022 году он составил 2010 руб. — покупатели предпочитают совершать заказы меньшего объема, но с большей частотой. В частности, на это влияет удобство доставки, которое обеспечивают данные интернет-платформы.

У четырех из пяти крупнейших маркетплейсов показатель GMV (Gross Merchandise Value (валовая стоимость товара) – совокупная стоимость товаров, проданных на торговой площадке за определенный период времени без учета возвратов, обмена и скидок), значительно увеличился за 2022 год, а у двух из них – более, чем в 2 раза. Опрос продавцов также показал, что размещение товаров на маркетплейсе является более эффективным способом увеличения продаж по сравнению с собственным интернет-магазином.

Уровень комиссии на продажу варьируется на разных маркетплейсах в зависимости от категории товаров и прочих условий взаимодействия, составляя от 1 до 23%.

Средняя удовлетворенность сотрудников условиями труда на маркетплейсах варьируется от 3,2 до 4,8 баллов (по 5-балльной шкале).

Ключевые тенденции рынка, которые будут влиять на развитие рынка в 2023 г.:

  • основной прирост идет за счет крупнейших универсальных маркетплейсов – на них приходится более 80% роста;
  • падение продаж в интернет-магазинах с высоким средним чеком и сокращение доли премиальных товаров в структуре онлайн-покупок;
  • снижение объема покупок, совершаемых российскими покупателями на зарубежных платформах.

Специалисты агентства ResearchView, имеющие большой опыт работы исследования рынка e-commerce, готовы помочь вам в изучении как конечных потребителей (b2c), так и продавцов-селлеров (b2) относительно их потребностей, удовлетворенности, запуска новых продуктов для роста вашего бизнеса.

Другие новости