Если хотите, чтобы ребенок в будущем «встроился винтиком» в одну из существующих крупных структур, например государственную, то сильно развивать предпринимательские таланты у него не стоит. Даже вредно. В этом случае лучше будет сделать упор на дисциплину, грамотность и юридически четкое соблюдение инструкций. Закроют ли эти навыки все риски такой карьеры? Не факт, так как мир меняется очень быстро. И повышенная адаптивность даже в этом случае не помешает…
У меня есть знакомый парень, его зовут Егор. Сейчас ему 18 лет. Уже с 16-ти он живет отдельно от родителей. На самостоятельно зарабатываемые деньги снимает жилье и полностью обеспечивает себя сам. Запускает все новые и новые бизнес-проекты.
Хотите, чтобы и у вашего ребенка получилось? Тогда стоит подумать о развитии у него навыков, присущих предпринимателям. Некоторым людям повезло с ними родиться. Но к счастью, их вполне можно прокачать!
1. Не боятся совершать ошибки. В нашей культуре, к сожалению, принято воспитывать по так называемому «красному маркеру». То есть подчеркивать красной ручкой именно ошибки. Как правило, так поступают и в школе, и дома. А надо воспитывать ребенка по так называемому «зеленому маркеру». То есть не указывать на ошибки. И уж тем более не ругать за них. А хвалить за правильные действия, результаты. Поощрять за достижения. Для прокачки навыка также хорошо подойдет игра «Празднуем ошибки», когда дети в кругу по очереди делятся своими ошибками.
2. Развивать обращение с деньгами. Вначале давать ему свои небольшие карманные деньги — чтобы учился соотносить ценность вещей и их стоимость. Чтобы приобрел навык откладывать и копить на свою цель. Затем увеличивать сумму, при этом перекладывая на него часть расходов на самого себя, которые он сам в состоянии оплатить — еда, одежда, спортивные секции. Затем подключать и самостоятельный заработок. Причем в идеале деньги за работу он должен получать не от вас. Сам договорился, сам выполнил работу, сам получил оплату. Так он быстрее поймет реальную стоимость труда, и научится сам решать проблемы с качеством. И больше будет уважать деньги, в том числе ваши. В дальнейшем подойдут и игры на развитие «инвестиционного» мышления — Монополия, Денежный поток.
3. Развивать ответственность. Поменьше «армейской» дисциплины — «копать от забора до обеда». Выключить у себя контроль каждого действия ребенка. Начать работать в связке «договоренность — результат». Например, не проверять выполнение домашнего задания, а спрашивать за выполнение договоренностей по оценкам в четверти. Понятно, что вначале может быть откат. Но у нас же есть цель — развить очень полезный навык!
4. Прокачивать ум, логику. Подойдут игры с тысячелетней историей — шахматы, шашки, нарды. Решать ребусы, головоломки. Также полезны игры, которые показывают связи и различия между предметами.
5. Развивать креативность, фантазию, воображение, гибкость. Так называемое «правополушарное» мышление. Для этого есть много игр, например Ассоциации. Когда к предмету нужно назвать 5-7 прилагательных, которые его характеризуют, и 5-7 прилагательных, которые к нему применить нельзя.
6. Внимательность к окружающему, наблюдательность, любопытство. Полезно вместе с ребенком изучать живую природу вокруг себя — растения, птички, насекомые. Учить находить любые особенности, отличия, изменения. Для развития навыка подойдут и «загадки с подвохом».
7. Прокачивать навыки коммуникации, общения. Для развития подойдут настольные игры. Хорошо включить в график командный спорт. И желательно, чтобы у ребенка было много различны кругов общения — в школе, кружках, секциях.
Развивайте эти полезные навыки, и ребенку будет проще не только ориентироваться в любых изменениях в мире, но и обращать их в свою пользу.
Николай Водолазский, эксперт по проектному управлению, бизнес-трекер, преподаватель ВШЭ