
Власти Нью-Йорка ежегодно сбрасывают старые вагоны метро в океан — в 16 морских милях от устья Индиан Ривер сегодня покоится множество «приветов из прошлого». Как отмечает руководитель программы Департамента природных ресурсов и экологического контроля штата Делавэр Джеф Тинсман: «Это, по сути, роскошные дома для рыбы». Власти мегаполиса утверждают, что после съема всех демонтируемых элементов (сидений, дверных ручек, табличек и т.д.) и очистки паром, вагоны метро не представляют опасности для окружающей среды.
Также важно отметить, что полная утилизация старых вагонов нью-йоркского метро является весьма дорогостоящим мероприятием. К примеру, при их создании активно использовали асбест, который сегодня в США нельзя просто взять и убрать из строения, механизма и любого другого объекта. Дело в том, что в конце XX века в Европе развернулась массовая антиасбестовая кампания, связывавшая тяжелые заболевания респираторной системы с применением асбестосодержащих материалов. Отчасти активисты, политики, журналисты и другие общественные деятели были правы — амфиболовый асбест, активно применявшийся в промышленности Великобритании, Франции, ФРГ, Испании и других стран действительно является канцерогеном. Он имеет в своем составе молекулу железа, которая обеспечивает ему устойчивость к кислоте — легкое и очень маленькое амфиболовое волокно, попадая в легкие человека, остается там на долгие годы, провоцируя тяжелые заболевания. Сегодня амфиболы запрещены во всем мире.
Впрочем, помимо амфиболов, существует еще и хризотиловый асбест. Он не имеет в своем составе железа и не обладает устойчивостью к кислотам, что позволяет организму человека вывести его из легких за короткий промежуток времени. В США, в частности, широко применяли хризотиловый асбест — его добывали в Канаде. Но тут в производство вмешалась политика, и на фоне европейских волнений часть американского политического спектра продавила существенные ограничения применения асбеста, коснувшиеся в основном хризотила. На сегодняшний день его уже нельзя использовать, а «достать и обезвредить» можно только после дорогостоящей и длительной процедуры, которая не под силу даже бюджету Нью-Йорка. Это касается и реконструкции старых зданий, и многих ремонтных работ — на запрете хризотила в США вырос полноценный сектор экономики. Впрочем, не все с этим согласны. Нынешний американский президент Дональд Трамп всегда был сторонником использования хризотила. «Я считаю, что движение против асбеста было инициировано мафией, потому что удалением асбеста из зданий будут заниматься аффилированные с преступным миром компании. На политиков было оказано большое давление, и они, как всегда, отступили», — писал он в своей книге Art of the Comeback.
Как мы видим, в итоге запрет хризотилового асбеста привел к довольно странным последствиям — сброс мусора в мировой океан оправдывает один из чиновников Департамента защиты окружающей среды. Причем, необходимо отметить, что хризотиловый асбест как раз рыбам не навредит, в отличие от множества других компонентов старых вагонов нью-йоркского метро.