Бизнес-консультант Елена Чернышова рассказала РБК, как правильно выстроенные показатели эффективности превращают убыточные подразделения в высокодоходные активы, а их отсутствие приводит к миллиардным потерям.
Отсутствие системы ключевых показателей эффективности (KPI) становится одной из главных причин потери управляемости и снижения результативности российских компаний. Даже опытные руководители без измеримых метрик теряют контроль над внутренними процессами, что в итоге приводит к серьезным финансовым потерям.

Почему бизнес игнорирует KPI
По словам Елены Чернышовой, бизнес-стратега с 25-летним опытом, многие компании до сих пор считают, что стандартной зарплаты достаточно для высокой производительности. Эксперт отмечает, что руководители часто не осознают, насколько могут измениться показатели при внедрении прозрачной системы KPI.
Распространенная ошибка – применение упрощенных моделей мотивации. Например, когда менеджерам по продажам устанавливают только процент от продаж, они часто идут по пути наименьшего сопротивления: находят нескольких крупных клиентов и перестают развивать остальную клиентскую базу, что создает серьезные риски для бизнеса.
Впечатляющие результаты правильных KPI
Чернышова привела пример производственного цеха, где постоянно совершались ошибки, приводившие к убыткам. Руководитель объяснял это нехваткой персонала. После внедрения системы KPI и предоставления начальнику цеха полномочий по распределению фонда оплаты труда произошло неожиданное: штат сократили еще на 15 человек, а производительность выросла на 100%.
Еще более впечатляющий результат был достигнут в колл-центре, где после пересмотра непонятной сотрудникам системы мотивации и внедрения простых измеримых показателей продажи выросли в 300 раз за 9 месяцев.
Когда отсутствие KPI обходится в миллиарды
Чернышова рассказала, что на одном из производств, где она консультировала, отсутствие KPI для управленческого персонала привело к катастрофе. Менеджеры, не мотивированные на результат, принимали решения о закупках в пользу поставщиков, от которых получали личные бонусы, игнорируя тот факт, что продукция не подходила для производственного процесса.
Результат оказался разрушительным: фабрика простояла четыре месяца, были потеряны две партии продукции, а убытки исчислялись миллиардами рублей.
Типичные ошибки при внедрении показателей
Самая распространенная проблема – привязка бонусов к показателям, на которые сотрудник не может напрямую повлиять. Эксперт объясняет, что, например, продавец в магазине получает бонус при выполнении плана продаж, но фактически влияет на продажи лишь косвенно через соблюдение процессов.
Другие частые ошибки:
- Непонятные для сотрудников параметры расчета
- Формальное объявление KPI без полноценного процесса внедрения
- Фокус только на результате без учета качества процесса
Как внедрять KPI правильно
По словам Чернышовой, система показателей должна пересматриваться каждые 3-6 месяцев, чтобы соответствовать текущим задачам бизнеса. Каждый сотрудник должен четко понимать, как именно он может повлиять на свой бонус.
Эксперт подчеркивает, что баланс между формальным подходом к KPI и их реальной пользой должен быть смещен исключительно в сторону пользы. Формальные показатели, не связанные с реальной эффективностью, могут даже ухудшить ситуацию, как в случае с предприятием, где рабочие предпочитали спать на рабочем месте после выполнения задач, потому что их бонус зависел от присутствия с 8 до 17 часов.
Качественно внедренная система KPI – не просто модный инструмент управления, а основа системного подхода к бизнесу, способная в разы повысить эффективность компании при любой рыночной конъюнктуре.