С первых дней специальной военной операции российские войска противовоздушной обороны круглосуточно выполняют свой воинский долг, прикрывая от ракет, авиабомб и беспилотников противника приграничные районы, инфраструктурные объекты и мирные города и поселки.
Сегодня соединения ПВО, воюющие на переднем крае, оснащаются самыми современными вооружениями и военной техникой: прежде всего, зенитными ракетными комплексами малой и средней дальности, которые перехватывают скоростные и высотные средства воздушного нападения.
За более трех с половиной лет специальной военной операции российские специалисты ПВО уничтожили многие тысячи целей врага: это самолёты и вертолеты, различные беспилотные летательные аппараты, ракеты, снаряды РСЗО и управляемые авиабомбы.
Однако реальность такова, что и противник не стоит на месте, постоянно пополняя свои арсеналы вооружениями и боеприпасами западного производства. Украинские боевики под руководством инструкторов НАТО имеют возможность работать с многочисленными беспилотными аппаратами, вырабатывая новые тактики боевых действий ВСУ.

Сейчас в зоне проведения специальной военной операции – конец осени: грязь, дожди и распутица.
После получения боевой задачи, зенитчики, воюющие на ЗРК «Тор-М1», за несколько минут выдвигаются в заданный район – через влажный, вязкий грунт, преодолевая рытвины и ямы, обходя или быстро пересекая открытые пространства.
Прибыв на место, боевая машина останавливается, и экипаж «Тора» в течение нескольких минут приводит комплекс в боевое положение. А ведь расчету зенитчиков еще необходимо выбрать и обустроить позицию: деревья уже не покрыты листвой, и маскировка боевых машин становится важной задачей для расчетов боевых машин.
В свою очередь, бойцы мобильной огневой группы, прибывшие на позицию вместе с зенитчиками, приступают к непосредственной защите комплекса.
Воздушное пространство вдоль линии боестолкновения буквально кишит FPV-дронами противника, которыми атаковать любую боевую машину.
«Группа прикрытия обеспечивает безопасность боевой машины и нашу, соответственно, от беспилотных летательных аппаратов, которые находятся в непосредственной близости к машине – в районе километра-полтора», — рассказывает военным журналистам начальник расчета зенитного ракетного комплекса «Тор-М1» по имени Станислав.
Для своевременного обнаружения и уничтожения выявленных вражеских воздушных целей бойцы мобильных огневых групп используют как автоматическое оружие, так и охотничьи ружья с оптическими прицелами и приборами ночного видения, а также мобильные средства РЭБ.
«Работать они могут по FPV-дронам, по БПЛА типа «Баба-Яга», и обеспечивать безопасность. Вот случай был: «эфпивишка» пролетала – они ее уничтожили, свою работу выполнили», — рассказывает офицер-зенитчик.
Замаскировавшись и прикрыв боевую машину антидроновыми сетками, расчет «Тора» приступает к отслеживанию вражеских целей.
Зенитчики на этом направлении прикрывают мотострелковые и танковые подразделения группировки «Центр», наступающие на Красноармейск, и противник ожесточенно сопротивляется, не желая сдавать крупнейший укрепрайон украинских боевиков.
«Каждый беспилотник по своему интересен, боевая работа всегда интересно идет, — рассуждает в ходе общения с журналистами Минобороны начальник расчета. — Они могут быть на разных дальностях, могут быть близко, могут далеко. Барражирующие боеприпасы перехватывали и уничтожали, летят они быстро, своевременный доклад, — по таким целям решение принимается быстро, если она летит в соответствующую сторону – на восток, — уничтожаем, поражаем-таки цели».
После поражения очередного вражеского дрона, расчет «Тора» быстро сворачивается и убывает на следующую позицию, или на перезарядку боекомплекта. По словам Станислава, зенитчики войсковой ПВО на «передке», да еще на одном месте, долго не задерживаются: слишком рьяно противник «охотится» за расчетами ЗРК.

Отметим, что ЗРК «Тор-М1» производился в различных модификациях на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей»). Самая современная версия — ЗРК «Тор-М2» — может размещаться как на гусеничной, так и на колёсной базе, а также в виде универсального боевого модуля, способного вести боевую работу на различных платформах, крышах зданий и палубах боевых кораблей.
С первых дней специальной военной операции использование ЗРК «Тор-М1» и «Тор-М2» стало важным элементом по прикрытию объектов военной и гражданской инфраструктуры от воздушных атак в зоне проведения СВО и приграничных регионах России.
«Родом я из Курской области, — говорит на прощание Станислав военкорам. — В 2014 году поступил в академию ПВО в городе Смоленске, в 2019-м закончил, и в последующем выполнял боевые задачи уже в зоне проведения специальной военной операции».
Что ж, пожелаем удачи этому расчету ЗРК «Тор-М1», воюющему на Красноармейском направлении. А зенитчики российских группировок, защищающие воздушное пространство Донбасса, тем временем, уже готовятся к зимнему периоду боевых действий…