12 августа, 21:22

Командир расчета «Тор-М2»: «Сбиваем цели высокоскоростные в условиях современной войны»

12 августа 2025

Три с половиной года специальной военной операции продемонстрировали особую роль боевого потенциала российских войск противовоздушной обороны.

Заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Андрей Семенов недавно заявил газете «Красная Звезда», что российские вооружения и военная техника, выполняющие задачи противовоздушной обороны, — зенитные ракетные комплексы и радиолокационные станции, — в ходе спецоперации «показали высокую эффективность, надёжность и способность решать поставленные перед зенитчиками задачи».

Масштаб применения воюющими сторонами новейших высокоточных вооружений, а также беспилотных и роботизированных средств поражает: сегодня в зоне украинского конфликта ежедневно задействуют сотни ударных БПЛА и тысячи FPV-дронов.

Реалии современного боя требуют от российских оружейников новые и новые военные инновации, чтобы конструировать и производить уникальную боевую технику, превосходящую конкурентов на годы вперёд. Такой подход позволяет своевременно, в кратчайшие сроки реагировать на возникающие угрозы со стороны противника.

Военнослужащими ПВО-ПРО ВКС России уже уничтожены десятки тысяч средств воздушного нападения противника. Среди них – самолёты и вертолеты, тактические ракеты, управляемые авиабомбы, противорадиолокационные ракеты, конечно же – различные типы беспилотных летательных аппаратов, и другие средства воздушного нападения.

Важным средством прикрытия сухопутных подразделений в зоне проведения специальной военной операции стали зенитные ракетные комплексы «Тор-М2», разработанные и произведенные Ижевским электромеханическим заводом «Купол» (входит в Концерн ВКО «Алмаз-Антей»).

О боевой работе расчета ЗРК «Тор-М2» журналистам Минобороны рассказывает старший лейтенант Омар М.

Находясь на боевом дежурстве, вверенный офицеру расчет «Тора» ведет постоянное наблюдение за воздушным пространством, прикрывая места дислокации подразделений группировки войск «Центр» как на передовой, так и в тылу.

«Сейчас противник применяет большое количество дронов различного типа, включая и те, которые могут преодолевать большие расстояния. Но для нашего комплекса это не проблема. Он полностью автоматизированный, — отмечает Омар. – Может одновременно сопровождать и поразить несколько из них».

По словам офицера-зенитчика, в последние месяцы целями для ракетного комплекса в основном становятся беспилотники различного типа. Но на счету экипажа этой боевой машины есть и такие ракеты западного производства, например, типа HIMARS и Storm Shadow

«Обнаруживаем на расстоянии более 30 километров, а дальность поражения – более 15. При обнаружении мы производим доклад, выясняем, что это за цель. Когда она оказывается в зоне поражения, её сбиваем, — рассказывает старший лейтенант. — После обнаружения мы определяем тип цели, характеристики, дальность до неё и азимут. После этого я произвожу доклад. Весь процесс от момента обнаружения до принятия решения занимает от 30 секунд».

Если же на радаре «Тора» появляется высокоскоростная цель, то времени у зенитчиков на доклад нет. И тогда командир расчета принимает решение самостоятельно.

«Сбиваем цели высокоскоростные в условиях современной войны», — резюмирует офицер-зенитчик. 

По словам Омара, рядом с «Тором» на направлении группировки войск «Центр» работает большое количество различных видов ракетных комплексов: от ЗРК «Оса» и «Стрела-10» до ЗРПК «Панцирь» и ЗРК «Бук-М3».

«Совсем недавно во время несения боевого дежурства был обнаружен массовый запуск воздушных целей. Их было 15 штук, и все они летели по одной траектории, на одной высоте и дальности, — рассказывает командир расчета ЗРК «Тор-М2». — Взаимодействие между комплексами очень хорошо налажено, у каждого есть своя зона ответственности. В мою зону поражения попали две цели, которые мы сразу же уничтожили».

После поражения вражеской цели задача зенитчиков – максимально быстро покинуть огневой рубеж, и переместиться на новую позицию.

«У противника есть дроны, разведывательные спутники, при помощи которых они могут обнаружить наше местоположение. Поэтому при работе мы меняем свои позиции каждые 30 минут. При этом «Тор-М2» может обнаруживать, сопровождать и уничтожать цели во время движения, — напоминает Омар. — Если комплекс захватывает цель, то вероятность очень большая того, что она будет поражена».

Как замечает старший лейтенант, противник всеми силами старается уничтожить комплекс «Тор-М2», потому что этот зенитный ракетный комплекс «может сбить все что угодно».

Другие новости