Во второе воскресенье апреля каждого года свой профессиональный праздник традиционно отмечают специалисты противовоздушной обороны Вооруженных сил России.
Хотя праздничная дата берет начало в советские времена, с тех пор ключевые задачи специалистов остались прежними — это прикрытие объектов государственного и военного управления, промышленности и энергетики, а также военной техники и сухопутных подразделений в зонах боевых действий.


Сегодня части противовоздушной обороны оснащаются современными средствами вооружения и военной техники, которые своевременно поступают в войска, и, конечно, – в зону проведения СВО.
За время проведения специальной военной операции российские зенитчики уничтожили десятки тысяч средств воздушного нападения противника. Среди них – самолёты и вертолёты тактической авиации, беспилотные летательные аппараты, управляемые авиабомбы, противорадиолокационные ракеты, снаряды РСЗО и другие средства воздушного нападения.
Вместе с тем противник «не стоит на месте»: его резервы пополняются западными вооружениями, прежде всего – многочисленными беспилотными аппаратами, отчего эволюционирует и сама тактика боевых действий ВСУ.
В связи с этим, в целях повышения боевых возможностей по борьбе с современными средствами нападения противника, российское оружие постоянно проходит доработку и модернизацию. Совершенствуется и военная техника предыдущих поколений.
Расчет ЗРК «Тор-М1», прикрывающий мотострелковые и танковые подразделения группировки «Центр», выдвигается на боевую позицию для выполнения задания. Прибыв на место, боевая машина останавливается, и экипаж «Тора» в течение нескольких минут приводит комплекс в боевое положение.
«Азимут – 250, дальность – десять и три», — слышится голос оператора, отслеживающего воздушную обстановку.
Внимательно глядя в монитор, оператор ждет появление информации о выявленном летящем объекте. Электроника комплекса за считанные секунды опознает цели, классифицирует их, и отправляет запросы «свой-чужой».
Вскоре раздается звук пуска ракеты. Зенитчики отслеживают ее полет по визору, визуально подтверждая уничтожение вражеской цели.
«Машина полностью автономная, — рассказывает оператор ЗРК «Тор-М1» по имени Федор. — Сама находит, захватывает, затем делаем пуск. Вообще — сделали пуск, и стараемся сразу свернуться, потому что пуск заметен очень далеко, то, что ПВО отработало, то есть цель поразили, и мы либо сворачиваемся и уезжаем, или перемещаемся на другую точку».
По словам зенитчиков, нередко они работают в связке с другими зенитными ракетными комплексами, особенно когда противник применяет тактику массированных пусков БПЛА ракет.
«Недавно отразили массовый налет – было у нас четыре пуска подряд, где-то в течение десяти минут, это был массовый налет ударных БПЛА. Отразили», — рассказывает оператор ЗРК «Тор-М1».

Повышению боевого потенциала противовоздушной обороны российских группировок войск способствует то, что российские конструкторы и представители заводов-изготовителей работают бок о бок с боевыми расчётами по поддержанию боевой готовности техники и вооружения и устранению возникающих неисправностей.
Оружейники в буквальном смысле проводят «полевую модернизацию» своих изделий, учитывая пожелания военных.
Отметим, что ЗРК «Тор-М1» стал следующей версией первого «Тора», поставленного на вооружение ВС СССР еще в 1986 году. ЗРК «Тор-М1» производился на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» (сейчас входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей»), и поныне проходит на ИЭМЗ техническое обслуживание.
Как отмечают на «Куполе», опыт использования ЗРК малой дальности в специальной военной операции изучается оружейниками предприятия, и используется для совершенствования боевых машин.
А также — оперативно вносится в программы подготовки курсантов и слушателей военных вузов, где ведется обучение будущих командиров-зенитчиков.