Банк вправе заблокировать вашу карту или ограничить операции по счету в одностороннем порядке. Рассмотрим подробнее, в каких случаях он может это сделать, и как этого избежать.
Блокировка карты и счета
Для начала разберемся в основных понятиях.
Банковский счёт — это учётная запись, которая открывается в банке на имя клиента (физического или юридического лица) для хранения и управления его денежными средствами.
Банковская карта — это пластиковая, металлическая или виртуальная карта, которая привязана к одному или нескольким счетам в банке и используется для оплаты товаров и услуг, а также для совершения переводов и снятия наличных.
Банк имеет право заблокировать только вашу карту. Счет он не имеет права блокировать по закону. Но в некоторых случаях банк может наложить ограничения на проведение операций по счету. Клиент это воспринимает как блокировку.
В каких случаях может последовать блокировка или ограничения
Банк может заблокировать карту в следующих случаях:
- По требованию клиента. Если клиент потеряет карту или сообщит свои данные мошенникам, он может обратиться в банк, чтобы тот заблокировал его карту. Это может предотвратить кражу средств со счета.
- При наличии подозрительных действий. Если клиент совершает перевод крупной суммы незнакомцу, или переводит по номеру, который находится в черном списке банка, банк может приостановить операцию и при необходимости заблокировать карту.
- При утечке данных. Системы безопасности банков постоянно мониторят утечки данных в сети. Если система обнаружит такую утечку, банк может заблокировать карту и попросить владельца перевыпустить ее.
Ограничить операции по счету банк может только в двух случаях:
- Нарушение 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».
- Арест счета судебными приставами.
Блокировка по 115-ФЗ не происходит мгновенно. Для этого банк сначала должен обнаружить подозрительную операцию и затем проверить ее на законность.
Операция считается подозрительной, если у нее имеются один из следующих признаков:
- Необычный характер сделок.
- Отсутствие явного экономического смысла.
- Проведение с целью вывода капитала из страны.
- Финансирование «серого» импорта.
- Обналичивание денег.
- Уход от налогов.
- Коррупция.
Банк может начать проверку в случае, если на карту поступает большое количество переводов от разных людей или происходит крупная операция (часто такими считают более 600 тыс. руб.).
В случае обнаружения подозрительной операции банк имеет право:
- Запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции и источнике происхождения денежных средств);
- Установить срок для представления запрашиваемых документов и информации;
- Пригласить клиента в банк на рабочую встречу для устного разъяснения;
- Принять решение о пересмотре степени риска совершения клиентом подозрительных операций;
- Ограничить использование банковских карт.
Если нарушение закона в ходе проверки подтверждается, банк ограничивает операции клиента по счету.
Также банк может ограничить операции по счету в том случае, если его арестовали судебные приставы по решению суда. Судебные приставы обязывают владельца счета исполнить судебное решение, оплатить штрафы и погасить задолженности. При этом блокируется не весь счет, а лишь сумма, достаточная для выполнения долговых обязательств, согласно решению суда в гражданском, административном или арбитражном процессе. Если средств на счете недостаточно, долг будет погашаться по мере поступления денег. В случае нескольких обязательств списание происходит в порядке приоритетности выплат. Счет станет доступным только после полного погашения задолженностей.
Как избежать блокировки карты или счета
Чтобы избежать проблем, важно следовать следующим советам:
Всегда сохраняйте финансовые документы. Все справки, договоры и прочие документы должны быть у вас в быстром доступе, чтобы при необходимости вы могли объяснить законность операции.
Если собираетесь провести операцию, которая у банка может вызвать сомнения, предупредите его заранее. Сделать это можно через чат техподдержки, звонком на горячую линию или в отделении банка.
Не игнорируйте запросы банка. Всегда отвечайте на требования банка и предоставляйте все необходимые документы. Но будьте внимательны, чтобы не попасться на мошенников, которые могут представляться сотрудниками кредитной организации.